+
-

GA 316

Медитативные рассмотрения и введение в углубленное искусство врачевания

Рождественский курс. Лекция третья (Дорнах, 4 января 1924 года).

1-6

← назадв началовперед →

Мои дорогие друзья!

Я уже говорил, что начиная с завтрашнего дня мы с вами договоримся так: вы, обдумав возникающие у вас вопросы, зададите их или передадите их мне в виде записок. Таким образом, выявив для себя ваши пожелания, я смогу учесть их в ходе лекции.

1

Итак, сегодня я хотел бы кое-что добавить к тому, что непосредственно касается наших вчерашних и позавчерашних рассмотрений человека и его отношения к миру. Если в ходе антропософского рассмотрения человека мы позволим, так сказать, смутить нас тем людям, которые, основываясь на принципах сегодняшней науки, имеют самые различных точ­ки зрения в этом вопросе, что, собственно, равносильно отсут­ствию какой-либо точки зрения, и будем придерживаться общепринятого, то мы этим ничего не приобретем. Ведь то, чем мы обладаем и истинность чего является для нас великим и значительным фактом, сильно разнится с тем, что сегодня является общепринятым. Истина чрезвычайно далека от об­щепринятых взглядов на мир. И потому тот, кто сегодня стремится к истине, должен набраться мужества, чтобы суметь заглянуть в область, являющуюся для современной науки полнейшим абсурдом. Но все же становится необходимым — если вы действительно хотите лечить — чтобы вы общались также и с теми (не здесь, а вообще), кто лечит, сообразуясь при этом только с внешним миром, чтобы вы некоторым образом (об этом я еще скажу) занялись сегодняшней внешней наукой. Иначе на фоне сегодняшних заблуждений вы будете довольно неумелы в обращении с истиной.

2

Вещи, о которых мы здесь говорим, люди сегодня рассмат­ривают так, будто им приходится иметь дело с семью-восемью десятками встречающихся на Земле веществ*, а также с теми силами, которым подчинены эти вещества: силами притяже­ния, отталкивания и так далее — силами, действие которых проявляется через определенную эквивалентность, атомный вес и так далее. Они приходят к известным так называемым законам природы, с помощью которых они и пытаются создать представление о том, как в полном согласии с этими законами эти вещества образуются, после чего они выстраивают фантас­магорический образ человека, обязанного своим происхожде­нием различным силам, источник которых видят опять же в веществах, и так далее.

* ... с семью-восемью десятками встречающихся на Земле веществ... — в «Handworterbuch der Naturwissenschaft» (естественнонаучный словарь) 1912 года приведен 71 элемент периодической системы. 

3

Но все это не так. Как строение человека, так и силы, поддерживающие его питательные процессы и процессы роста, вовсе не находятся под одним лишь влиянием, исходящим из земных веществ. При рассмотрении эфирного тела мы уже видели, что оно полностью находится под влиянием сил, притекающих с периферии, из Космоса. Рассмотрев эти два рода сил — силы, исходящие из веществ Земли, и силы, приходящие из периферии, из Космоса, вы обнаружите, что для каждого органа необходимо уравновешивание, равнове­сие, гармонизация этих двух видов сил. По способу достиже­ния этого равновесия отдельные человеческие системы орга­нов значительно отличаются друг от друга.

4

Рассмотрим с этой точки зрения человеческую голову. Прежде всего необходимо обратить внимание на то — я уже часто в ходе лекций, там, где было возможно, обращал на это ваше внимание, — что в отношении каждого земного тела в первую очередь должна приниматься во внимание сила тяже­сти, вес тела, и в связи с этим нужно учитывать, что вес человеческого мозга, то есть собственно основная масса чело­веческой головы в значительной мере элиминируется благода­ря тому, что имеющий твердые очертания мозг плавает в мозговой жидкости. Так что можно сказать: мозг плавает в мозговой жидкости, циркулирующей по спинномозговому ка­налу. Когда мозг взвешивают, он весит от 1300 до 1500 граммов. Но в человеке он весит не так много, не более двадцати граммов. Почему это так? А потому, что он погружен в мозговую жидкость, и, согласно закону Архимеда, каждое тело теряет в весе ровно столько, сколько весит вытесненная им жидкость. На мозг со стороны жидкости действует сила выталкивания, так что от его веса, собственно, остается лишь двадцать — двадцать пять граммов. И с этой силой мозг давит вниз. Если бы он давил вниз всей своей тяжестью, то ниже мозга не могло бы быть венозной системы. Все бы просто расплющилось. Поэтому можно сказать, что мозг лишен свое­го земного свойства — тяжести. Со своим мозгом мы можем жить не благодаря земному свойству тяжести, а как раз благодаря тому, что отдаляет его от земли, благодаря подъем­ной силе, противостоящей земному тяготению. Лишь на двад­цать граммов подвержен мозг земному тяготению. Поэтому можно сказать: что касается нашей головы, то в этой части мы притягиваемся Землей лишь с очень незначительной силой.

5

5

Это первое. Отсюда мы можем видеть, что земная природа мозга практически теряется благодаря человеческой органи­зации. Устройство человеческого организма таково, что зем­ные силы просто исчезают. Это лишь один пример, взятый из большого количества подобных случаев. О существовании силы выталкивания, подъемной силы человек знает из прин­ципа Архимеда, но даже в области техники она учитывается не всегда. Иначе не происходило бы таких вещей, как высыхание крупного водохранилища в Италии, где из-за незнания Архи­медова принципа во всей его полноте был допущен техниче­ский просчет. Я не знаю, осознает ли это человечество, но из приведенных примеров можно сделать очень точный вывод: за верные принимаются здесь те законы, которые подходят к одному случаю, и при этом игнорируются законы, к данному случаю не подходящие.

6

← назадв началовперед →